Font Size

2. Главное окно

Главное окно программы RitmInMe в режиме индикации максимального числа элементов имеет следующий вид:

Перечислим наиболее крупные элементы:

  1. Наименование программы с именем открытого файла.
  2. Главное меню.
  3. Панели кнопок (до четырёх).
  4. Окно редактирования текста с горизонтальным и вертикальным скролл-барами, колонкой номеров строк (4а), строкой статуса (4с) (индикаторами положения курсора, режима "Вставка/Замена", подсказкой назначения кнопок и текущего словаря произведения) и панелью полей характеристик строк (4b).
  5. Окно индикации ритмичности с линейкой слогов (текущий слог обрамлён красной рамкой).
  6. Окно рецензирования.

Правая граница окна редактирования, левая и правая границы окна индикации ритмичности, левая граница окна рецензирования могут быть использованы для пропорционального изменения их размеров (с некоторыми ограничениями – как и всего главного окна программы). Окна индикации, рецензирования и колонка номеров строк могут отключаться; панели кнопок (полностью или частично) – тоже (как и реквизиты панели полей характеристик строк).

Управляющие элементы окна представлены главным меню, которое отчасти дублируется кнопками, отчасти – контекстным меню. При написании программы я пытался придерживаться общей идеологии Windows: если что-то хотите с чем-то сделать – кликните по этому объекту правой кнопкой мыши и посмотрите возможности контекстного меню; если непонятно, для чего оно – подведите мышку, может, появится подсказка...

Собственно, более или менее полным аналогом "Блокнота" является окно редактирования. Информация в других окнах привязывается к его строкам и отображается в соответствии с их типом.

2.1. Общая схема работы с программой

Использование программы незамысловато: ввести стихотворный текст, подкорректировать его и сохранить в каком-либо приемлемом формате или подправить ритм/рифму.

Исходный текст может быть

  • введён в окно редактирования с клавиатуры;
  • вставлен из буфера обмена;
  • прочитан из файла типа txt, htm, rtf, doc и docx (последние – при наличии в системе соответствующей версии MS Office); в любом случае (кроме htm-файлов, созданных данной программой) из файла берётся только текст.

Но сразу приниматься за работу не след. Побродите мышкой по элементам, поразворачивайте контекстные меню... Насмотрелись? Для первого раза схема дальнейших действий такова:

 •  Очищаете окно ввода (новый файл).

 

 • Берёте свои (или чужие) стихи и скармливаете их (из файла или через буфер обмена) в левое окошко программы.

 • С помощью контекстного меню, навешенного на расположенную справа от текста панель, отмечаете те строки, которые являются прозой (заглавия, примечания...) Если произведение сложное (есть фрагменты, явно написанные разными стихотворными размерами), то имеет смысл попутно указать их границы (проставить признак конца фрагмента в строке прозы после этого фрагмента).

 • Покончив с прозой жизни, дайте команду переформатировать текст – отбросив прозу, программа поймёт его лучше.

 • Предохраняйтесь! Делать работу так долго, а потерять её результаты – так легко! Сохраните файл с приличествующим ему именем и расширением "htm". После этого, даже если случится страшное (например, электрочайник закоротит проводку в вашей квартире), на диске компьютера что-то, да останется.

 • Придирчиво смотрите направо: верно ли программа расставила ударения? Двойными щелчками мыши по неверно окрашенным слогам правите огрехи (куда ж без них?) и анализируете то, что получилось.

Итак, пользователь корректирует содержимое интересующих его окон программы и сохраняет эти данные как htm-файл, который может использоваться и как конечный продукт для демонстрации результатов анализа и как хранилище для дальнейшей правки этих данных.

Находясь в окне исходного текста, пользователь может (двойным кликом по интересующему слову) получить доступ к рифмовнику (см. ниже), а кликом по полю типа строки перевести её в статус продолжения (стихи "лесенкой") или вернуть статус законченной строки. Можно задать и прозу (текст, не подлежащий анализу ритмичности), но это уже́ через контекстное меню.

Ручная правка окна отображения ритмичности необходима, поскольку на основании одних лишь словарей программа не может дать однозначное заключение о простановке ударений и следовательно – о ритмичности предложенного текста. Это происходит из-за того, что

  • часть словоформ в русском языке может иметь при одинаковом написании разное ударение (за́мок/замо́к);
  • служебные слова могут и вовсе не иметь такового в одной позиции предложения и быть ударными в соседней.

Наиболее удобно осуществлять такую правку двойным кликом по неверно раскрашенному квадратику слога в окне отображения ритмичности, что соответствует использованию кнопок . Впрочем, при недостаточном размере экрана окно индикации ритмичности можно и отключить, обходясь сжатой индикацией ритма в панели конца строки и кнопками корректировки ритма, меню или "горячими клавишами". Три другие кнопки сходного вида ( ) используются при рецензировании произведений (хотя расцветка, соответствующая последней, используется для индикации альтернативных ударений).

Для облегчения простановки ударения в словах, имеющих несколько вариантов ударений, в программе задействован статистический алгоритм определения стихотворного размера. При желании пользователь может задать размер вручную или выбрать из набора классических стихотворных размеров.

Слова, отсутствующие в словарях всех словоформ, в окне отображения ритмичности подчёркиваются и отображаются безударными. Если это не опечатка и слово содержит ударение, которое пользователь выставляет в окне отображения ритмичности, то при настройках по умолчанию слово просто пополняет пользовательский словарь всех словоформ (аналог Normal.Dot в MS Word), в результате чего пользователю не приходится править его многократно.

При некоторой доле фанатизма (и знании правил словоизменения) можно вести свои орфографические словари. Это труднее, но выгода в том, что за одно пополнение в словарь заносятся все словоформы данного слова. Если в настройках указано пополнение орфографического словаря, то после того, как пользователь укажет ударение в новом слове, выводятся два запроса: на уточнение формы слова и места ударения в нём:

В большинстве случаев пользователь просто нажимает "Подтвердить" и переходит в диалог выбора типа слова. Но имеет смысл в окошке ввода слова подкорректировать его, введя основную форму (именительный падеж единственного числа для существительного и т.п.) – выбор типа слова пройдёт проще. Поскольку при этом могут возникать изменения в позиции ударения, то и она запрашивается.

При экспорте в txt, rtf, doc и docx формате данные, необходимые для дальнейшей правки отображения ритмичности и рецензии, теряются. Поэтому желающие иметь такую возможность должны хранить исходник для редактирования в формате htm.

Большинство элементов программы снабжены контекстными меню, посредством которых можно производить ряд действий (или получить справку о "горячих кнопках"). Недоступные при данном сочетании настроек пункты отображаются серыми. Для наглядности некоторые пункты снабжены отметками текущего статуса соответствующих им опций ("птичками"). Например, вид меню на рисунке говорит, что на момент его вызова задано отображение окон рецензирования и ритмичности, а в последнем в строках прозы отображается стихотворный размер текущего фрагмента стихотворного текста. При выборе такого пункта меню состояние соответствующей ему опции будет изменено на противоположное.

2.2. Назначение отдельных элементов управления

Довольно трудно решить, с какой части экрана начинать. Начнем сверху.

2.2.1. Панель кнопок "Файл"

Кнопки  имеют стандартное значение – "Новый"(Ctrl-N), "Открыть"(Ctrl-O), "Сохранить"(Ctrl-S) и "Печатать"(Ctrl-P). Некоторым отклонением от стандарта является жесткая регламентация типа файла ввода/вывода.

Пункт главного меню "Файл" содержит, кроме вышеперечисленных возможностей (и краткой справки по "горячим" клавишам) список недавно открывавшихся файлов – по умолчанию до 10-и (настраиваемо). Выбором в этом списке можно не только открыть файл в данной программе, но и просмотреть его средствами, предусмотренными настройкой вашей операционной системы.

Кнопка "Сохранить" может быть по-разному окрашена:

  • серый цвет – файл не изменён (сохранять незачем);
  • синий цвет – файл изменён;
  • фиолетовый цвет – новый файл: при нажатии выдаётся диалог по типу "Сохранить как" (кстати, этот режим можно активировать по контекстному меню данной кнопки).

В настройках имеется возможность установить параметры автосохранения редактируемого файла, а так же формат экспорта и печати.

Кнопка "Словари" ( ) не обязательна к использованию, а сказать по ней можно много чего. Так что эта информация вынесена в отдельный раздел.

Хотя данная программа является лишь специализированной репликой "Блокнота", экспортировать результат (а так же список рифм и фрагменты словарей) можно в разном формате. Стандартный запрос "Сохранить как" разбит на две части: запрос типа экспортируемого файла и имени файла.

Но, если экспорт в формате txt, htm, mht, html возможен на любом компьютере с Windows (или Linux/WinE – лишь бы были dll-ки, реализующие Internet Explorer), то форматы rtf и doc требуют установки Microsoft Office, а docx – ещё и версии не ниже 2007. К тому́ же, экспорт в эти форматы происходит через промежуточный файл типа mht.

Такая связка может порождать ошибки, выражающиеся в жалобах программы на занятость mht-файла или невозможность работы с MS Office вообще. Обычно эти проблемы решаются путём убиения зависшего процесса WINWORD.EXE. В частности, из-за этого фрагменты словарей ограничены объёмом в 1000 строк, считая от текущей – бо́льшие файлы существенно подвешивают программу.

Вид результата, поручаемого при экспорте или печати, может быть несколько облагорожен с использованием вкладки настроек "Печать и экспорт" (см. п.5.4.), быстрый вызов которой из формы "Сохранить как" возможен по кнопке .

Поскольку данная программа ориентирована на работу со стихами, обычно в начале файла стоят строки с именем автора и наименованием произведения (а иногда – и цикла стихов, в который входит данное произведение). Естественно, перенабирать эти строки неохота, и потому ленивый я расширил стандартную форму "сохранить как" возможностями использовать эти строки (доступно по треугольничку, расположенному справа от имени файла).

Иногда вместо того, чтобы морочиться с форматами экспорта, проще сохранить копию экрана. Я немножко доработал эту функцию: по пункту главного меню "Сохранить экран - Print Screen" ("Ctrl-G") размер окна программы уменьшается, насколько это возможно без потери информации. Результат можно получить как в буфер, так и в PNG-файл (в последнем случае выдаётся стандартный диалог сохранения файла). Формат сохранения копии экрана можно закрепить во вкладке настроек "Печать и экспорт"  (см. п.5.4.)

Ещё в этой группе есть функция "Сохранить словарь произведения", которая пишет в текстовый файл перечень всех употреблявшихся словоформ с указанием ударного слога. Может, кому и надо...

Печать в данной программе реализована через соответствующую стандартную функцию Internet Explorer.

2.2.2. Панель кнопок "Правка"

Кнопки этой панели так же особо не блещут оригинальностью, а вот соответствующая ей вкладка в главном меню втянула в себя много дополнительных функций.

Первые три кнопки ( ) реализуют работу с буфером обмена: "Копировать" (Ctrl-C), "Вырезать" (Ctrl-X) и "Вставить" (Ctrl-V). В главном меню эту группу дополняют пункты "Выделить всё"(Ctrl-A) и "Вставить из файла"(Alt-V).

Особенностью работы с буфером обмена программы RitmInMe является необходимость копировать не только текст произведения, но и соответствующие ему строки окна индикации ритмичности и окна рецензирования. Поэтому в буфер обмена Windows копируется только текст (который может использоваться в других программах обычным образом), а прочее – в специальный внутренний буфер программы.

Следующие две кнопки ( ) реализуют команды "Отмена" (Ctrl-Z) и "Отмена отмены" (Ctrl-Y), а следующие ( ) – поиск: "Найти" (Ctrl-F) и "Заменить" (Ctrl-R).

Примечание.  Действия по отмене и поиску касаются только окна редактирования текста и не распространяются на панель полей характеристик строк и окно рецензирования.

Вкладка в главном меню разделена на четыре части:

  • первая из них соответствует вышеописанным кнопкам;
  • пункты второй позволяет изменять тип текущего слога;
  • пункты третей позволяют изменять тип текущей строки;
  • пункты четвёртой выполняют ряд функций в окне редактирования.

Результат действия пунктов второй и третьей части отображается как на панели, так и в окне ритмичности. Более подробное описание этих действий приведено ниже, в разделах, касающихся соответствующих окон.

2.2.3. Панель кнопок "Ритм"

Кнопки этой панели предназначены для корректировки содержимого окна индикации ритмичности. Бо́льшая их часть повторяет вид и расцветку отображения ритмичности условными символами. Пункт главного меню "Правка" объединяет в себе ряд кнопок из панелей "Правка" и "Ритм". Некоторые из них дублируются в контекстном меню окна редактирования текста.

 Ударный слог (на своём месте).
 Безударный слог (на своём месте).
 Ударный слог не на своём месте (спондей).
 Безударный слог не на месте (пиррихий).
 Безударный слог (альтернатива ударному).
 Перерисовать экран.
 Обновить форматирование всего текста*.
 Отображение панели регулятора чувствительности анализатора статистики включено/отключено (индицируется цветом)*.
 Подбор рифмы к текущему слову (см. раздел 4).
 Неслоговое "у" (в украинском языке).

*   Регулятор действует на стихотворный размер только тех фрагментов, в которых пользователь не зафиксировал стихотворный размер вручную. Форматирование внутри строк ориентируется на фиксированный или статистический стихотворный размер.

Кроме того, кнопки данной панели снабжены контекстным меню (см. последние четыре пункта меню следующего пункта, которые доступны из большинства контекстных меню главного окна программы RitmInMe).

2.2.4. Панель кнопок "Разное"

Как следует из названия, кнопки этой панели предназначены для различных целей:

 Выбор языка.
 Настройка (см. раздел 5).
 Обновление программы и баз данных.
 Справка.

Первые три кнопки данной панели дублированы в главном меню (пункт "Вид").

Выбор языка работает одним кликом, переключая между русским и украинским. Буквы на кнопке указывают текущий язык оформления программы и словарей.

Кнопка справки раскрывает страницу полного описания программы через браузер по умолчанию. Соответствующая вкладка главного меню предоставляет несколько больше информации. Большинство из пунктов меню просто активирует просмотр определенной страницы в интернете через браузер по умолчанию.

Пункт обновления программы предоставляет информацию о последней версии программы и баз данных на сервере и их текущую версии у пользователя. Есть возможность запустить обновление принудительно, или просмотреть новости через браузер по умолчанию. Просмотр состояния сервера является единственной самовольной интернет-активностью программы.

2.2.5. Окно редактирования текста

Окно редактирования текста предназначено для отображения текста произведения, доступного для правки. Оно снабжено колонкой номеров строк (опционально), а так же горизонтальным и вертикальным скролл-барами (используются, если текст не помещается в окне).

В строке статуса внизу окна индицируется позиция курсора в строке и номер текущей строки (соответствующий ему слог индицируется в окне отображения ритмичности в красной рамке), общее количество строк текста, а так же режим редактирования ("Вставка/Замена") и окошко статуса, которое содержит или подсказку к текущей кнопке, или имя словаря произведения (ежели таковой используется). Обычно же оно пусто.

За вертикальным скролл-баром расположена панель характеристик строк. Её основным назначением является индикация (цветом) типа строк: законченная строка/незаконченная строка/проза/конец фрагмента. Эти поля могут так же содержать информацию о
   1) количестве слогов в строке;
   2) ритмичности (в виде условных символов);
   3) схеме рифмовки (ориентировочно);
   4) гипотетическом  стихотворном  размере  строки  и  проценте  соответствия идеалу (т.е. ситуации, когда все позиции иктов заняты ударными слогами, а лишних ударных слогов нет).

Примечание: Содержимое п.3 и 4 может исчезать во время редактирования одной строки, поскольку оно в это время недостоверно. Эти поля заполняются после смены строки или при перерисовке экрана (которая иногда требуется и в процессе редактирования).

Если дважды кликнуть по полю этой панели левой кнопкой мыши, то тип строки изменится на противоположный. Для пустой строки это пара "законченная строка / проза", для непустой – "законченная строка / незаконченная строка".

Правда, по умолчанию (по начальному замыслу) панель характеристик строк лишена всех этих рюшечек и несёт исключительно информацию о типах строк. Но со временем оказалось удобным туда добавить дополнительные функции, что отразилось в контекстном меню, вызываемом по клику правой кнопкой мыши. Часть из этих функций я делал чисто для себя во время отладки программы, но убирать не спешу. При помощи этого меню можно

  • изменить тип строки (верхние пункты меню);
  • настроить вид этой панели, включив/выключив нумерацию строк, дубль ритма символами, схему рифмовки и гипотетический стихотворный размер; для последнего имеется возможность полюбопытствовать, на каком основании такая гипотеза построена или получить статистику стихотворного размера по всему произведению;
  • настроить вид окна отображения ритмичности: включить/выключить его, задать индикацию ритма условными символами или слогами, индикацию линеек стихотворного размера в строках прозы;
  • включить/выключить окно рецензирования.

Назначение действий, касающихся окна отображения ритмичности и подменю обновления его форматирования см. ниже.

Примечание 1. Поскольку окно отображения ритмичности при проектировании данной программы предполагалось обязательным элементом, то его выключение реализовано лишь частично: в этом режиме не индицируется его заполнение. Таким образом, при быстром наборе текста мигания в этом окне не отвлекают пользователя, а пространство этого окна можно перераспределить между окном редактирования текста и окном рецензирования.

Примечание 2. Если пункты меню "Окно отображения ритмичности" и "Окно рецензирования" предназначены для их включения/выключения ( и отображения состояния) то строка "Панель характеристик строк" лишена этих функций. По клику на неё пользователь может либо включить все отключенные опции этой панели, либо (если отключенных нет) выключить их (но не всю панель).

Из текста окна редактирования тоже доступно контекстное меню. Кроме перечисленного выше, с его помощью можно

  • подобрать рифму к текущему слову (если оно определено) – см. раздел 3;
  • добавить текущее слово в словарь принудительно;
  • найти текущую словоформу в словарях всех словоформ (в тех, в которых она есть – см. п. 4.3);
  • выполнить некоторые действия над панелью характеристик строк, окном отображения ритмичности, и окном рецензирования;
  • управлять отображением орфогра-фических ошибок;
  • выполнить некоторые действия, повторяющее раздел главного меню "Файл";
  • оперативно изменить тип текущей строки;
  • почистить текст от лишних пробелов или пустых строк (иногда это бывает нужно при копировании из интернета).

Примечание.  В этом окне для функции "Сохранить как" можно использовать как сочетание клавиш "Alt-S", так и "Ctrl-Shift-S".

Орфографическая ошибка подчёркивается в окне отображения ритмичности. Если это верно написанное слово, отсутствующее в словарях программы, то вы можете добавить его в словарь или просто указать положение ударения двой-ным кликом, после чего программа к нему претензий иметь не будет (при попадании в словарь – навечно, иначе – до очередного переформатирования).

Если же это действительно ошибка, то программа RitmInMe предоставляет вам стандартное средство по работе с ошибками – подчёркивание волнистой линией в окне редактирования. Если таковое раздражает вас, то его можно отключить; если не устраивает цвет – настроить более приятное сочетание (см. п. 5.3).

Если ошибочное слово кликнуть правой кнопкой мышки, то первой опцией в контекстном меню будет "Исправить орфографическую ошибку", по которой возможен подбор замены неверно написанному слову. Результаты такого подбора часто вызывают усмешку, но лучше что-то, чем ничего.

2.2.6. Окно отображения ритмичности

Окно отображения ритмичности предназначено для индикации информации о ударных и безударных слогах и её корректировки.

Конечно, можно было бы обойтись кнопками панели "Ритм" (или соответствующими им пунктами меню и "горячими" клавишами) и кратким отображением ритмичности на панели характеристик строк. Но, как по мне, отлавливать машинные погрешности удобнее с индикацией ритма слогами, а уже анализировать стихи – имея перед глазами более компактное представление.

Менять тип слога для наиболее используемых состояний (ударный / безударный) здесь можно двойным кликом левой кнопки мышки.

По клику правой кнопки мышки доступно контекстное меню, несущее информацию о слоге.

Типы строк

Строки текста из окна редактирования отображаются в окне отображения ритмичности по-разному. Для индикации и корректировки их типа в программе выделена специальная панель с полями типа конца строк, снабженная контекстным меню. Предусмотрены следующие типы строк:

Законченная строка. В окне отображения ритмичности строка индицируется как последовательность слогов или условных символов. Не влияет на другие строки. Самодостаточна – при написании произведения можно обойтись одним этим типом.

Незаконченная строка. Индицируется так же, но влияет на последующую строку, сдвигая её содержимое в окне отображения ритмичности вправо. Предназначена для любителей писа́ть стихи "лесенкой".

Проза. Если не задана опция "Стихотворный размер", то в окне отображения ритмичности индицируется пустая строка, иначе – линейка полей, позволяющих видеть и корректировать текущий стихотворный размер следующего далее поэтического текста. Если подряд идёт несколько строк прозы, то линейка отображается только в нижней. В ней же (на панели) отображается наименование стихотворного размера фрагмента.

Конец фрагмента. Это та же строка прозы, снабженная признаком разделения фрагментов произведения с различным стихотворным размером. На панели типа строки прозы и конца фрагмента индицируются одним и тем же цветом. В окне отображения ритмичности (при настройках по умолчанию) в строках прозы безударные слоги имеют серую окраску, а в строках конца фрагмента – оранжевую. Цвет ударных слогов разни́тся в зависимости от того, получен ли данный стихотворный размер: статистически (темно-серый) или установлен (зафиксирован) вручную (голубой).

Строки с признаком конца фрагмента при экспорте файла соответствуют концам таблиц.

Корректировать текущий стихотворный размер можно посредством кликов по полям линейки ритмичности в строке прозы или выбором канонических стихотворных размеров в её контекстном меню. Впрочем, их перечень предназначен больше для справки, чем для выбора.

Примечание.  В данном контекстном меню обозначения, проставленные справа от названий стоп, не являются "горячими клавишами".

Действие по первому пункту (или DblClick) меняется в зависимости от типа текущего слога.

Форматирование ритмичности

По мере появления текста в окне редактирования он форматируется и индицируется в о кне отображения ритмичности (если текст вводится в конце строки, то эти действия выполняются после окончания ввода слова). Иногда возникает желание переформатировать набранное. К примеру, в начале произведения статистический алгоритм расстановки ударений малоэффективен из-за недостаточного количества информации. К тому же, пользователь может задать стихотворный размер вручную.

Пункт контекстного меню "Обновить форматирование" включает в себя восемь подпунктов, разбитых на группы:

Пункты (1-3) позволяют обновить форматирование (текущей строки, текущего фрагмента или всего текста). Обновление форматирования текущего фрагмента показалось мне наиболее востребованным, и потому ему назначена отдельная кнопка – .

Пункт (4) предназначен для борьбы с несовершенством отображения информации в данной программе. Иногда возможность просто перерисовать экран позволяет избавиться от непонятных и неприятных артефактов. Ему так же назначена отдельная кнопка – .

Пункты (5, 6) позволяют обновить статистику текущего фрагмента (если стихотворный ритм в нём не зафиксирован вручную) или всего текста.

Пункты (7, 8) позволяют задать или отменить фиксацию стихотворного ритма текущего фрагмента или всего текста. Факт фиксации отображается "птичкой" слева от соответствующего пункта (и доступностью пунктов 5 или 6).

Статистический алгоритм расстановки ударений по умолчанию работает для всех фрагментов текста. Стихотворный размер может быть зафиксирован пользователем вручную – кликами по линейке в строке прозы или через контекстные меню (которые позволяют так же выполнять обратные операции). Действие (фиксация ритма/отмена фиксации) определяется наличием "птички" возле соответствующего пункта меню. В любом случае при обращении к последним двум пунктам меню выполняется обновление статистики.

Вот примеры стихотворного текста, де при анализе можно применить разбиение на фрагменты:

1). Этот стих Марины Цветаевой демонстрирует искусство работы с пиррихиями внутри одного стихотворного размера

Здесь в основу оригинального ритма поэтесса положила четырёхстопный ямб. В первом фрагменте (строки 1-6) опущено ударение во второй стопе, во втором фрагменте (строки 7-12) – в третьей стопе. В результате отклонение от идеала в первой строке не влияет на восприятие произведения, а замена 9-й на, скажем, "Не лезет луч в мою иголку", хоть и улучшает ритмический рисунок, но снижает эмоциональный накал, получаемый за счет "слома" ритма. Слово "три" в 11-й строке полагается безударным – с числительными это случается на совершенно законном основании.

Примечание. В ходе первоначального анализа произведения разбивать на фрагменты области, написанные одним размером, нецелесообразно. Более того, имеет смысл вручную отметить те икты, которые не были определены программой автоматически – это облегчит работу алгоритма расстановки ударений.

2). В известной песне Юрия Антонова имеем дело с различными размерами, причём в более сложном виде:

Статистический размер "дактиль" в первом фрагменте весьма условен и относится к первой стопе. Вторая стопа в 5-и случаях из 8-и – амфимакр, в 3-х – анапест, демонстрируя таким образом полный набор дружественных 3-сложников. Ярлыки "ямб", навешенные программой на 3-ю и 7-ю строки  появились из-за авторской игры с окончаниями, которых тут так же полный набор: дактилические (2) – женское – мужское.

В припеве размер меняется и вроде бы более ровно ложится на 5-стопный ямб, но и здесь всё не так однозначно: если поменять строфику, то получим 2-стопный ямб с дактилическими и мужскими окончаниями:

Естественно, при использовании дольника эффективность линеек ритма явно падает, а для верлибра она и вообще ниже плинтуса (хотя общий рисунок ритмичности имеет смысл). Вот примеры:

Дольник

Верлибр

2.2.7. Окно рецензирования

Окно рецензирования предназначено для вставки примечаний касательно формы и содержания произведения – если анализируются чужие стихи. При написании своих его использование имеет смысл, если возникла потребность в "заметках на полях".

Работать с этим окном просто: по двойному клику мышкой в строке, не имеющей комментария, открывается поле ввода текста. Завершить работу с ним можно нажатием "Enter" (нормальное завершение) или "Esc" (отказ от редактирования).

Для изменения уже́ существующего комментария достаточно кликнуть по нему мышкой.

Контекстное меню окна и поля ввода минимально и позволяет редактировать текущую строку рецензий (находясь в окне), удалить все рецензии и отключить окно рецензий.

Из контекстного меню окна редактирования можно включить/отключить окно рецензий, а так же прорецензировать текущее слово (с копированием в поле ввода) или строку.