Font Size

5. Настройки

Надеюсь, что с этой программой можно работать и с настройками по умолчанию. Но вкусы, привычки и физические параметры у всех разные... Поэтому настроек много. Даже слишком много. Я взял за правило для любого параметра, значение которого не имеет смысла "прибивать гвоздями", создавать некоторый интерфейс для корректировки. Но вошедшего в настройки прошу не пугаться их количеству, а подумать, зачем он сюда зашёл. К тому же, это не всегда необходимо – наиболее интересные настройки проросли в контекстные меню...

Оформлено всё это отдельным окном, которое перекрывает исходное, и разделено на несколько вкладок. Чтобы оперативно видеть результаты некоторых настроек, фото части настраиваемого окна помещается внизу некоторых вкладок. Кнопка  предназначена для возврата в исходное окно.

5.1. Общие

5.1.1. Режим ввода

Параметры этой вкладки определяют режим ввода в различных ситуациях.

"Восстанавливать состояние после загрузки" указывает, нужно ли программе автоматически открывать последний из редактированных файлов (в редакторе Multi-Edit такая возможность была, а в Word-e почему-то этим пренебрегли).

"Из HTM-файлов берётся только текст" предназначен для защиты привычного оформления программы RitmInMe. В противном случае при открытии HTM-файлов производится перенастройка шрифтов и цветового оформления (см. п.3.1.3).

"Строки начинаются с большой буквы" – чисто-поэтическая опция (для самых ленивых и забывчивых).

"Дополнять текст строкой прозы" – для тех, кому нравится, чтобы под стихом рисовалась линейка статистического стихотворного размера.

"Определять язык автоматически" – при вводе полностью нового текста из файла или из буфера язык определяется по существенно-русским/украинским буквам. Если у вас используется только один язык, то лучше отключить. Если текст вводится с клавиатуры, то язык следует выставить вручную.

5.1.2. Режим обработки и отображения

Встречаются творческие личности, которые в своих стихах употребляют однобуквенные сокращения и инициалы (буква + точка). А их при проверке ритмичности как-то читать надо! Переключатель "Обрабатываются однобуквенные сокращения и инициалы" означает, что эти буквы будут читаться как их названия – например, "и т.д." обрабатывается как " и тэ.дэ.".

Переключатель "Обрабатываются аббревиатуры" задаёт режим, при котором аббревиатуры (а ими программа считает слова, в которых больше одной заглавной буквы) по умолчанию обрабатываются, подобно однобуквенным сокращениям с ударением на последнем "слоге". Например:  "ЦК КПСС" обрабатывается как "ЦэК а́ КаПэЭс Э́с".

Это срабатывает, но не для всех. Скажем, "НИИ" следует читать отнюдь не как "Эн-И-И"... Поэтому используется дополнительный словарь (правда, на сегодняшний момент весьма ограниченный), который описывает произношение исключений из этого правила – аббревиатуры, полностью или частично читаемые, как обычные слова.

Переключатель "Отображать слоги, нарушающие ритм, как обычные ударные" предназначен для защиты ранимой души поэта от тыканья носом в возможные спондеи (сверхсхемные ударения).

"Служебные слова в русском языке произносятся безударно" – незыблемое правило и переключатель "Считать односложные союзы и предлоги безударными" стоит на страже его исполнения. Естественно, есть масса исключений... Но с ними программе разобраться трудненько. Приходится вам помогать ей ручками... Если односложное слово, воспринятое программой как безударное, находится в конце поэтической строки или внутри, но перед знаком препинания, то, скорее всего, оно ударное. Отдельную лепту вносят восклицания и логические ударения. Ну и орфоэпические слова (т.е. случаи слитного произношения нескольких слов) - например, случаи перехода ударения от существительного к предлогу.

5.1.3. Режим сохранения и актуальности

Первый переключатель в это группе (“Интерпретировать первое нажатие кнопки "Сохранить" = "Сохранить как"”) позволяет отработать первое нажатие кнопки "Сохранить" для нового файла (или срабатывание таймера автосохранения) аналогично с командой "Сохранить как", т.е. с диалогом назначения имени файла.

Последующий (“Предлагать просмотр после сохранения файла в режиме "Сохранить как"”) позволяет оперативно проконтролировать качество экспортированного. Но это работает при условии, что в системе назначено приложение, открывающее по умолчанию файлы с указанным расширением.

" Подтверждение перезаписи существующего файла " – естественная предосторожность при работе с данными, равно как и " Создавать копию (BAK-файл) " или " Автосохранение ". А вот интервал автосохранения – дело вкуса. Хотя есть и противоположное мнение: подтверждение – лишний клик, BAK-файлами редко кто пользуется, а автосохранение способно сыграть злую шутку – если взять за основу какой-то файл, начать его редактировать и убежать на время от компьютера, не переименовав файл, то будет испорчен оригинал... Дай вам святой Коннектий работать за компом в здравом уме и твёрдой памяти! Но есть и объективные факторы – от длинноногих блондинок до нетрезвых сантехников. И потому совсем без программной защиты свою нетленку оставлять не след.

А вот в отношении поддержания актуальности программы (и базы данных) мнения расходятся. Большинство, без сомнения, оставят " Проверять наличие новых версий программы и базы данных ", но некоторые предпочтут работу с проверенной версией. На то и опция – у каждого свои резоны. В любом случае, обновление без вашего согласия не будет. Отключив эту опцию, вы избавитесь от надоедливого (если вы на него не хотите соглашаться) предложения омолодиться. Но, при наличии интернета, проверка всё равно выполняется и единорог обновления будет нетерпеливо рыть экран копытом...

А вот полезность списка ранее открывавшихся файлов вряд ли вызовет сомнение. Размер, естественно, по вкусу...

5.2. Кнопки

В настоящее время стандартным для работы с панелями инструментов является интерфейс перемещения объектов из списка используемых в список неиспользуемых и наоборот + список панелей + механизм их перетаскивания.

В данной программе я обошелся простым списком "панели + кнопки":

Функциональность та же. А те, кто предпочитает обходиться вовсе без кнопок (только меню), могут отключить все панели кнопок одним кликом мышки.

Примечание: Крылатый единорог имеет привычку даже при закрытой панели "Разное" выскакивать на основное окно и помахивать копытом в знак наличия обновлений программы или баз данных.

Можно потасовать по экрану группы кнопок и поиграться с оформлением кнопок. По умолчанию фоном неактивной кнопки служит пушистый шарик. По наведении курсора мыши фон меняется на лавровый венок. Пользователь может поменять функции этих фоновых изображений или вообще отказаться от фона (правда, тогда некоторые кнопки выглядят бледновато).

5.3. Редактирование

Ещё раз повторюсь: не пугайтесь, что настроек так много! Если они вас заинтересовали, или вам невыносим внешний вид программы – идите последовательно по настройкам и пробуйте...

К вкладке настроек редактирования прилагается фрагмент основного окна программы с тестовым заполнением, предназначенным для демонстрации результатов настроек его оформления (не всех, но большинства). Я попытался разделить параметры в соответствии со структурой окна редактирования, но в отношении панели конца строки это не удалось, поскольку часть её параметров зависит от настроек окна индикации ритмичности.

5.3.1. Окно исходного текста

Настраиваются:

  • как отдельно размер шрифта, так и вместе с его типом (стандартный диалог выбора шрифта);
  • величина табуляции (в пробелах);
  • вид символа "тире" ("-", "–", "—");
  • цвет символов исходного текста и его фона;
  • нумерация строк.

Цвет или фон можно задать, вызвав стандартный диалог выбора цвета (дважды кликнув по соответствующему квадратику или по первому пункту его контекстного меню) или задав в виде шестнадцатеричного числа в формате RGB (красный-зелёный-синий) через второй пункт меню.

5.3.2. Оформление панели конца строки и окна отображения ритмичности

Параметры, настраиваемые в контекстном меню панели конца строки влияют на окно отображения ритмичности и наоборот. Настраиваются:

  • как отдельно размер шрифта панели, так и вместе с его типом (стандартный диалог выбора шрифта);
  • цвет и фон поля панели (в соответствии с типом строки);
  • фиксированная ширина панели (иначе – определяется по содержимому);
  • уровень чувствительности для алгоритма анализа статистики ритмичности;
  • как отдельно размер шрифта окна ритмичности, так и вместе с его типом (стандартный диалог выбора шрифта);
  • цвет рамки текущего слога;
  • фон отступа (при разрыве строки) и фон собственно окна;
  • цвета для линеек стихотворного размера;
  • показ статистического или зафиксированного пользователем стихотворного размера в строках прозы;
  • вид отображения: текстом (наглядно, но не экономично) и условными символами (не так наглядно, но зато экономично и традиционно).

Для линеек стихотворного размера различаются цвета

  • ударного слога (статистика);
  • ударного слога (зафиксированного пользователем);
  • безударного слога (проза);
  • безударного слога (конец фрагмента).

В варианте отображения ритмичности слогами возможны дополнительные настройки:

  • способ отображения: колонки равной ширины (быстрее, но шире) и колонками с шириной, зависящей от длины слогов (экономнее, но медленнее);
  • повтор отображения ритмичности условными символами в поле конца строки;
  • гипотетический стихотворный размер, вычисленный на основании набора классических размеров и ритмичности данной строки;
  • схема рифмовки, получаемая на основании сравнения завершающих строки слов по некоторому алгоритму.

Для обоих способов отображения ритмичности задаются цвета́ для различных типов слогов (а для "условными символами" – и сами эти символы, используемые так же и на панели).

Вариант отображения ритмичности слогами предпочтительнее, но, если у вас небольшой экран, имеет смысл настроить именно его и... отключить видимость окна отображения ритмичности. Тогда место, отведённое под него, можно минимизировать, используя для контроля ритма панель, а для изменения типов слогов – кнопки, меню или горячие клавиши.

5.3.3. Окно рецензирования

Настраиваются:

  • как отдельно размер шрифта, так и вместе с его типом (стандартный диалог выбора шрифта);
  • цвет символов текста рецензии и её фона.

5.4. Печать и экспорт

Данные настройки определяют вид результирующего документа, получаемого на печать или при сохранении в файл.

Смысл этих настроек в том, чтобы иметь возможность на выходе получить документ, по виду и содержимому отличный от редактируемого:

  • можно задать другие шрифты выдачи;
  • по частям выдачи или для выдачи в целом можно задать границы;
  • исходный текст и ритмичность (условными символами) печатается цветами, отличными от тех, что используются на главном окне;
  • выдачу ритмичности и рецензирования можно отключить;
  • можно редактировать ритмичность по слогам, а выдавать результат условными символами (причём не раскрашивая их).

Т.е. в некоторой степени реализован подход, обычный при работе с базами данных, когда данные и удобство их обработки – это одно, а результирующая форма – несколько иное.

Часть выдачи, связанная с ритмичностью, имеет ещё ряд настроек:

  • Можно задать вывод колонки, соответствующей по содержимому панели полей конца строки. Эта колонка выводится тем же цветом, что и исходный текст, а её содержимое соответствует содержимому панели на момент сохранения (номер строки, сжатое отображение ритмичности условными символами, схема рифмовки, стихотворный размер).
  • Собственно ритмичность можно выводить по слогам, условными символами или обойтись без её подробной расшифровки.
  • Как при выводе ритмичности условными символами одной колонкой, так и при детальной расшифровке можно задать перекодировку символов, не утруждая себя "вылизыванием" черновика.

Некоторые особенности

Колонка-аналог поля конца строки, как и колонка "Рецензирование", даже при наличии соответствующих отметок в настройках, формируются только в случае, если хотя бы в одной строке есть заказанная информация (не пусто).

Настройка "Ориентация листа" имеет силу только для MS Word.

Настройка "Запрет фрагментирования таблиц" имеет смысл только в случае, если в произведении проставлены границы фрагментов, но пользователь хочет получить документ, состоящий из одной таблицы. Обычно результирующий документ разбивается на части по количеству фрагментов. Для каждой части определяется своё количество колонок (в зависимости от стихотворного размера и наличия комментариев).

Заданные границы правильно отображаются для htm-файлов, но для документов MS Word срабатывают не всегда удовлетворительно.

Для файлов в формате txt имеют значение только настройки комплектности выдачи (включаемые данные и перекодировка). Настройки цветов, шрифтов, границ и ориентации листа игнорируются.

Текст произведения хранится в htm-файле с некоторой избыточностью, что позволяет использовать этот файл для вставки на интернет-страницы с минимальными переделками. Но с одним ограничением: если пользователь не использует табуляцию. Хотя символы табуляции прекрасно импортируются в MS Word, а для htm-файлов перекодируются в "&#9;", в браузерах эти коды не отображаются. Вариант с использованием тега "<pre>" не подходит, поскольку предполагает использование только моноширинных шрифтов. Решение предлагается следующее: сохранять файлы для использования в интернете не с расширением "htm", а с расширением "html". При этом производится перекодировка символов табуляции в последовательность пробелов ("&nbps;") согласно текущим настройкам.

5.5. Настройки для словарей

В этом разделе определяется внешний вид и режим пополнения словарей:

Отключив "Заполнение словарей по мере поступления неопознанных слов", можно перейти в режим полностью ручной корректировки окна отображения ритмичности. Это представляется целесообразным при анализе текста чуждой пользователю тематики и содержащего слова, коими не хотелось бы засорять свои словари.

Включать опцию "Обходиться без подтверждения действий при редактировании слов" могут только полностью уверенные в своих действиях и не подверженные усталости люди. Или те, которым исправить ошибку легче, чем постоянно подтверждать свои действия.

Некоторым нравится видеть строки в словарях пронумерованными.

Две следующие группы переключателей обычно доступны и в ходе пополнения словарей. Трогать их пользователю имеет смысл, если страх как хочется вести собственное дополнение к орфографическим словарям, или же иметь отдельный словарь всех форм для конкретного произведения. Расположение словаря произведения следует указать в следующем после этих двух групп переключателей поле ввода.

Настройки окна расшифровки относятся к орфографическому словарю и определяют степень его попугаистости (цвета́ различных элементов), а так же шрифты шапки (т.е. пояснительных надписей), собственно словоформ и их орфоэпического вида (транскрипции).

Самым расцвеченным элементом является словоформа, в которой можно задать цвет базовой части, ударной гласной и окончания. Причем окончание окрашивается в разные цвета в зависимости от того, является ли такая словоформа общеупотребительной или архаической.