RitmInMe Описание программы Оператор цифровой трансформации - Dilibrium / Дилибриум
Facebook    Twitter    Google+    LiveJournal    Мой Мир
ВКонтакте     Одноклассники

Font Size


4. Словари              
 
    Приложение 1
 

 

5. Настройки

Надеюсь, что с этой программой можно работать и с настройками по умолчанию. Но вкусы, привычки и физические параметры у всех разные... Поэтому настроек много. Даже слишком много. Я взял за правило для любого параметра, значение которого не имеет смысла "прибивать гвоздями", создавать некоторый интерфейс для корректировки. Но вошедшего в настройки прошу не пугаться их количеству, а подумать, зачем он сюда зашёл. К тому же, это не всегда необходимо – наиболее интересные настройки проросли в контекстные меню...

Оформлено всё это отдельным окном, которое перекрывает исходное, и разделено на несколько вкладок. Чтобы оперативно видеть результаты некоторых настроек, фото части настраиваемого окна помещается внизу некоторых вкладок. Кнопка предназначена для возврата в исходное окно, – подсказка.

5.1. Общие

Кнопка "По умолчанию" выполняет начальный сброс значений параметров, представленных на этой вкладке, кнопка "Сброс" – на всех вкладках ("Сброс (авт.)" – по авторским предпочтениям).

5.1.1. Режим ввода

Параметры этой вкладки определяют режим ввода в различных ситуациях.

"Восстанавливать состояние после загрузки" указывает, нужно ли программе автоматически открывать последний из редактированных файлов (в редакторе Multi-Edit такая возможность была, а в Word-e почему-то этим пренебрегли).

"Определять язык автоматически" – при вводе полностью нового текста из файла или из буфера язык определяется по существенно-русским/украинским буквам. Если у Вас используется только один язык, то лучше отключить. Если текст вводится с клавиатуры, то язык следует выставить вручную.

"Автоподстройка ширины окна редактирования" – после открытия файла ширина окна редактирования выставляется по самой длинной поэтической строке файла (с некоторым запасом). То же делается при полной перерисовке окна редактирования (но только в сторону увеличения и в расчёт берутся только строки текущего окна).

"После очистки файла (Alt-V) выполнять вставку из буфера" – немножко ускоряет процесс работы с текстами из интернета: можно не сохранять текст с новым именем, но иметь некоторую защиту, которой лишен новый неименованный файл.

"Двойной клик в окне ввода метит слово, тройной - строку" – иначе по DblClick определяется рифма к текущему слову. Опция введена для тех, кто привык использовать DblClick некоторым стандартным образом.

"Строки начинаются с большой буквы" – чисто-поэтическая опция (для самых ленивых и забывчивых).

"Перекодировать ыэъё <=> ієї(')" – устраняются последствия поэтической забывчивости при переключении языка, если у Вас установлен русский и украинский.

5.1.2. Режим обработки и отображения

Встречаются творческие личности, которые в своих стихах употребляют однобуквенные сокращения и инициалы (буква + точка). А их при проверке ритмичности как-то читать надо! Переключатель "Обрабатываются однобуквенные сокращения и инициалы" означает, что эти буквы будут читаться как их названия – например, "и т.д." обрабатывается как " и тэ.дэ.".

Переключатель "Обрабатываются аббревиатуры" задаёт режим, при котором аббревиатуры (а ими программа считает слова, в которых больше одной заглавной буквы) по умолчанию обрабатываются, подобно однобуквенным сокращениям с ударением на последнем "слоге". Например: "ЦК КПСС" обрабатывается как "ЦэКа́ КаПэЭсЭ́с".

Это срабатывает, но не для всех. Скажем, "НИИ" следует читать отнюдь не как "Эн-И-И"... Поэтому используется дополнительный словарь (правда, на сегодняшний момент весьма ограниченный), который описывает произношение исключений из этого правила – аббревиатуры, полностью или частично читаемые, как обычные слова.

"Экономить загрузку процессора" – последнее слово в строке обрабатывается только после завершения ввода – при наборе разделителя или переходе на другую строку. Но современные процессоры позволяют на этом не экономить.

"Стихи – кириллицей" – строки, не содержащие ни одной кириллической буквы, не анализируются на ритмичность. Таким образом отбрасываются, например, строки номеров глав. Отключать эту опцию имеет смысл, только если Вы надумаете вручную создать с помощью этой программы картинку ритма стиха, написанного латинскими буквами. Но слоги первоначально будут отображаться безударными, да и деление на слоги получится весьма условным. Увы, из словарей у меня есть только русский и украинский... Надеюсь, пока.

"Блок переключателей "Ударение в односложных словах, содержащих гласную" стоит на страже исполнения "незыблемого" правила: Служебные слова в русском языке произносятся безударно". Естественно, есть масса исключений... Но с ними программе разобраться трудненько. Приходится Вам помогать ей ручками... Если односложное слово, воспринятое программой как безударное, находится в конце поэтической строки или внутри, но перед знаком препинания, то, скорее всего, оно ударное. Отдельную лепту вносят восклицания и логические ударения. Ну и орфоэпические слова (т.е. случаи слитного произношения нескольких слов) - например, случаи перехода ударения от существительного к предлогу.

Варианты можно выбирать по своему вкусу:

"всегда" – словарный подход. Так не пропустишь случаи, когда служебные слова получают ударение. Но очень много возни с тем, чтобы отбросить односложные слова, не влияющие на картинку ритма стиха, и с тем, чтобы не спутать служебные слова со значимыми.

"жестко по типу" – односложные союзы и предлоги всегда полагаются безударными, остальные – ударными. Но работы по отсеву незначимого всё равно много.

"избирательно" – в дополнение к предыдущему односложные местоимения и наречия полагаются безударными, если они не попадают в позиции иктов, и ударными, если их занимают. Эти слова полагаются ударными и если они непосредственно предшествуют позиции икта, которую занимает слово аналогичного типа. Небольшая хитрость, а мороки с отсевом меньше. Но вообще без контроля не обойтись – слишком часто формальный анализ невозможен из-за того, что одно и то же слово может нести в предложении разные функции.

5.1.3. Режим сохранения и актуальности

Первый переключатель в это группе (“Интерпретировать первое нажатие кнопки "Сохранить" = "Сохранить как"”) позволяет отработать первое нажатие кнопки "Сохранить" для нового файла (или срабатывание таймера автосохранения) аналогично с командой "Сохранить как", т.е. с диалогом назначения имени файла.

Последующий (“Предлагать просмотр после сохранения файла в режиме "Сохранить как"”) позволяет оперативно проконтролировать качество экспортированного. Но это работает при условии, что в системе назначено приложение, открывающее по умолчанию файлы с указанным расширением.

"Подтверждение перезаписи существующего файла " – естественная предосторожность при работе с данными, равно как и " Создавать копию (BAK-файл) " или "Автосохранение ". А вот интервал автосохранения – дело вкуса. Хотя есть и противоположное мнение: подтверждение – лишний клик, BAK-файлами редко кто пользуется, а автосохранение способно сыграть злую шутку – если взять за основу какой-то файл, начать его редактировать и убежать на время от компьютера, не переименовав файл, то будет испорчен оригинал... Дай Вам святой Коннектий работать за компом в здравом уме и твёрдой памяти! Но есть и объективные факторы – от длинноногих блондинок до нетрезвых сантехников. И потому совсем без программной защиты свою нетленку оставлять не след.

А вот полезность списка ранее открывавшихся файлов вряд ли вызовет сомнение. Размер, естественно, по вкусу. И кому-то нравится, чтобы файл открывался с той позиции, на которой с ним работали в прошлый раз, а кому-то – нет...

"Создавать копию (BAK-файл)" позволяет иметь копию файла на момент открытия. Если Вы перешли на другой файл, а пото́м снова открыли предыдущий и изменили его, то программа создаст BAK-файл на момент последнего открытия.

А вот в отношении поддержания актуальности программы (и базы данных) мнения расходятся. Большинство, без сомнения, оставят "Уведомлять о наличии новых версий программы и базы данных ", но некоторые предпочтут работу с проверенной версией. На то и опция – у каждого свои резоны. В любом случае, обновление без Вашего согласия не будет. Отключив эту опцию, Вы избавитесь от надоедливого (если Вы на него не хотите соглашаться) предложения омолодиться. Но, при наличии интернета, проверка всё равно выполняется и единорог обновления будет нетерпеливо рыть экран копытом...

"Форсированное завершение программы" имеет смысл указывать только в случае, если её закрытие на Вашем компьютере идёт слишком долго.

5.2. Кнопки

В настоящее время стандартным для работы с панелями инструментов является интерфейс перемещения объектов из списка используемых в список неиспользуемых и наоборот + список панелей + механизм их перетаскивания.

В данной программе я обошелся простым списком "панели + кнопки":

Функциональность та же. А те, кто предпочитает обходиться вовсе без кнопок (только меню), могут отключить все панели кнопок одним кликом мышки.

Примечание: Крылатый единорог имеет привычку даже при закрытой панели "Разное" выскакивать на основное окно и помахивать копытом в знак наличия обновлений программы или баз данных.

Можно потасовать по экрану группы кнопок и поиграться с оформлением кнопок. По умолчанию фоном неактивной кнопки служит пушистый шарик. По наведении курсора мыши фон меняется на лавровый венок. Пользователь может поменять функции этих фоновых изображений или вообще отказаться от фона (правда, тогда некоторые кнопки выглядят бледновато).

5.3. Редактирование

Ещё раз повторюсь: не пугайтесь, что настроек так много! Если они Вас заинтересовали, или Вам невыносим внешний вид программы – идите последовательно по настройкам и пробуйте...

К вкладке настроек редактирования прилагается фрагмент основного окна программы с тестовым заполнением, предназначенным для демонстрации результатов настроек его оформления (не всех, но большинства). Я попытался разделить параметры в соответствии со структурой окна редактирования, но в отношении панели конца строки это не удалось, поскольку часть её параметров зависит от настроек окна индикации ритмичности.

5.3.1. Окно исходного текста

Настраиваются:

• как отдельно размер шрифта, так и вместе с его типом (стандартный диалог выбора шрифта);

• величина табуляции (в пробелах);

• вид символа "тире" ("-", "–", "—");

• цвет символов исходного текста и его фона – вызвав стандартный диалог выбора цвета (дважды кликнув по соответствующему квадратику или по первому пункту его контекстного меню) или задав в виде шестнадцатеричного числа в формате RGB (красный-зелёный-синий) через второй пункт меню;

• нумерация строк – сквозная или только поэтических строк; последней можно дополнительно управлять, расставляя символы "//" в строках прозы, предшествующих поэтическим фрагментам, нумерацию строк которых Вы хотели бы изменить;

• контекстное меню окна редактирования несколько разрослось, и по умолчанию в него не входят стандартные операции работы с файлами; если Вы к этому не хотите привыкать, то «Меню "Файл"» можно включить;

• контроль орфографии по умолчанию включен; здесь его можно отклю-чить;

• аналогично контроль звучности – функцию более сомнительной ценности; но её можно и тонко настроить – указать количество подряд идущих гласных и согласных, о которых рапортует программа.

Цвета (по колонкам):
     • Цвет символов текста.
     • Цвет подчеркивания для интернет-ссылок.
     • Цвет символов // изменения нумерации строк.
     • Цвет волнистой линии подчеркивания орфографических ошибок.
     • Цвет волнистой линии подчеркивания ошибок звучности.
     • Цвет фона.

5.3.2. Панель конца строки

Параметры, настраиваемые в контекстном меню панели конца строки:

• как отдельно размер шрифта панели, так и вместе с его типом (стандартный диалог выбора шрифта);

• цвет и фон поля панели (в соответствии с типом строки);

• количество слогов в текущей поэтической строке; если строка разбивалась на "ступеньки" (есть разрывы строки), то можно видеть количество слогов в каждой "ступеньке", или суммарно;

• отображать ритм условными символами;

• отображать схему рифмовки, возможно, большими/малыми буквами для различения женских (или дактилических) и мужских окончаний;

• отображать стихотворный размер строк, возможно, с указанием процента соответствия указанного размера идеальному;

• отображать стихотворный размер фрагментов поэтического текста;

• при отображении стихотворного размера можно как поступать стандартным образом, т.е. при равных условиях предпочитать короткие стопы, так и отдавать предпочтение более длинным стопам – тогда больше шансов увидеть вместо ямба или хорея 4-сложники (пеоны);

• стандартно максимальная стопа – три слога, но для экспериментов можно её длину изменить;

• по умолчанию статистический уровень, по которому программа решает, ударный слог в общей ритмической картине или нет – 50%; если кому интересно – можно поиграться, и удобнее это сделать с основного экрана программы, включив соответствующий регулятор во вкладке "кнопки".

5.3.3. Условные символы и цвета

Эти настройки относятся частично к панели, а частично – к окну отображения ритмичности. Задаваемый символ обычно используется при отображении ритма условными символами на панели, цвет текста и фон – в окне отображения ритмичности. Линия цезуры выводится графически заданным цветом и там и там, сетка стоп – аналогично (при включенном переключателе).

5.3.4. Окно отображения ритмичности

В дополнение к уже определённым цветам (и символам, если ритм в этом окне отображается условными символами), возможно задать:

• как отдельно размер шрифта окна ритмичности, так и вместе с его типом (стандартный диалог выбора шрифта);

• цвет рамки текущего слога;

• фон при разрыве строки, и фон обычной строки;

• цвета́ для линеек стихотворного размера: фон ударного/безударного слога в линейке (статистика/вручную); цвет текста для № слогов на линейке внизу экрана (фон берётся как для безударных слогов);

• вид отображения: слогами или условными символами; последнее имеет смысл лишь в случае, когда экран узок и приходится жестко экономить; если же места более, чем достаточно, то можно включить колонки равной ширины – картинка ритма станет нагляднее (впрочем, дублирование условными символами на панели ещё нагляднее).

5.3.5. Окно рецензирования

Настраиваются:

• как отдельно размер шрифта, так и вместе с его типом (стандартный диалог выбора шрифта);

• цвет символов текста рецензии и её фона.

5.3.6. Вспомогательные элементы

К ним относятся кнопки выхода из настроек и обновления экрана (слева), подсказки (справа вверху) и настроек вкладки (в стандартном формате и с предпочтениями автора).

Внизу расположен образец вида окна редактирования для текущих настроек.

5.4. Печать и экспорт

Операция "Сохранить как" предусматривает экспорт файла в формате txt, htm, mht, html, rtf, doc или docx (см.п. 2.2.1). Данные настройки определяют вид результирующего документа, получаемого на печать или при сохранении в файл. Их смысл в том, чтобы иметь возможность на выходе получить документ, по виду и содержимому отличный от редактируемого. Т.е. в некоторой степени реализован подход, обычный при работе с базами данных, когда данные и удобство их обработки – это одно, а результирующая форма – несколько иное.

5.4.1. Табличный формат

Наиболее полно эти возможности представлены при экспорте в виде таблиц для всех форматов файла, кроме txt:

В верхней части настроек предоставляется возможность задать ориентацию страницы и границы областей документа, ниже – его состав с возможностью настройки для каждой части шрифта и некоторых специфических параметров.

Наличие области номера строки зависит от того, задана ли нумерация при редактировании. Состав информации в панели соответствует тому, что Вы имели при редактировании документа.

Часть выдачи, связанная с ритмичностью, имеет ещё ряд настроек:

• Можно задать вывод колонки, соответствующей по содержимому панели полей конца строки. Эта колонка выводится тем же цветом, что и исходный текст, а её содержимое соответствует содержимому панели на момент сохранения (номер строки, сжатое отображение ритмичности условными символами, схема рифмовки, стихотворный размер).

• Собственно ритмичность можно выводить по слогам, условными символами или обойтись без её подробной расшифровки.

• Как при выводе ритмичности условными символами одной колонкой, так и при детальной расшифровке можно задать перекодировку символов, не утруждая себя "вылизыванием" черновика.

Некоторые особенности

Колонка-аналог поля конца строки, как и колонка "Рецензирование", даже при наличии соответствующих отметок в настройках, формируются только в случае, если хотя бы в одной строке есть заказанная информация (не пусто).

Настройка "Ориентация листа" имеет силу только для MS Word.

Настройка "Запрет фрагментирования таблиц" имеет смысл только в случае, если в произведении проставлены границы фрагментов, но пользователь хочет получить документ, состоящий из одной таблицы. Обычно результирующий документ разбивается на части по количеству фрагментов. Для каждой части определяется своё количество колонок (в зависимости от стихотворного размера и наличия комментариев).

Заданные границы правильно отображаются для html-файлов, но для документов MS Word срабатывают не всегда удовлетворительно.

5.4.2. Текстовый формат

Текстовый формат предполагает вывод только текста стиха. Для этого быстрее скопировать текст через буфер обмена, но для тех, кто хочет получить законченый документ и что-то понимает в html, или форматировании документа в Word, предоставляются следующие настройки:

• верстать отступы стилями (text-indent) или пробелами (&nbsp;);

• верстать абзацы стилями (class из встроенного в html набора) или тегом <p> без параметров;

• весь стих офорить одним абзацем (<p>) с переводами строк (<br />);

• расставить все ударения;

• настроить шрифт, его цвета и ориентацию страницы (последнее актуально только для Word).

5.4.3. Формат, ориентированный на интернет

Нелирическое отступление. Текст произведения хранится программой в htm-файле с некоторой избыточностью, что позволяет использовать этот файл для вставки на интернет-страницы с минимальными переделками. Но с одним ограничением: если пользователь не использует табуляцию. Хотя символы табуляции прекрасно импортируются в MS Word, а для htm-файлов перекодируются в "&#9;", в браузерах эти коды не отображаются. Вариант с использованием тега "<pre>" не подходит, поскольку предполагает использование только моноширинных шрифтов. Решение предлагается следующее: сохранять файлы для использования в интернете не с расширением "htm", а с расширением "html". При этом производится перекоди-ровка символов табуляции в последовательность пробелов ("&nbps;") согласно текущим настройкам.

Подозреваю, что предыдущий абзац мало кому что сказал, да и далеко не все порталы позволяют своим пользователям свободно работать с тегами. Для этой ситуации предназначен следующий вариант настроек:

Поскольку на поэтических порталах не всегда позволяют пользоваться тегом "code", то равноширинный шрифт недоступен, и панель поставлена перед текстом, чтобы её символы выводились как можно ровнее. Конечно, идеала, достижимого в таблицах, нет, но на что-то похоже. Во всяком случае, мотивировать коллегам своё ви́дение ритмичности анализируемого произведения с помощью такого текста легче.

А чтобы было легче рецензировать отдельные строки, предусмотрена опция "+текст", в результате которой после строк с ритмической схемой (и, возможно, ударениями) в строках стих дублируется, сохраняя из оформления только номера строк. Вам остаётся лишь комментировать отдельные из них, удаляя лишние.

Из дополнительных настроек в данном случае доступны только условные символы для панели.

Пользоваться этим не слишком сложно:
• задаёте в настройках экспорт в режиме "code";
• экспортируете файл в кнопкой "html";
• соглашаетесь с предложением просмотреть результат в браузере;
• выделяете и копируете нужное.

5.4.4. Графический формат

Если стих целиком помещается на экран, то можно поступить ещё проще – послать картинку. Стандартный скрин-шот, полученный по нажатию кнопки Print Screen, иногда содержит лишне, и потому я вставил в меню его аналог. Настройки минимальны:

Настройки:

• "С запросами" – выдаётся запрос, куда посылать результат (в буфер или в файл);

• "В буфер" – всегда посылать результат в буфер обмена;

• "В формате PNG" – всегда посылать результат в файл (предварительно спро-сив имя).

5.5. Настройки для словарей

В этом разделе определяется внешний вид и режим пополнения словарей:

Отключив "Заполнение словарей по мере поступления неопознанных слов", можно перейти в режим полностью ручной корректировки окна отображения ритмичности. Это представляется целесообразным при анализе текста чуждой пользователю тематики и содержащего слова, коими не хотелось бы засорять свои словари.

Включать опцию "Обходиться без подтверждения действий при редактировании слов" могут только полностью уверенные в своих действиях и не подверженные усталости люди. Или те, которым исправить ошибку легче, чем постоянно подтверждать свои действия.

Некоторым нравится видеть строки в словарях пронумерованными.

Две следующие группы переключателей обычно доступны и в ходе пополнения словарей. Трогать их пользователю имеет смысл, если страх как хочется вести собственное дополнение к орфографическим словарям, или же иметь отдельный словарь всех форм для конкретного произведения. Расположение словаря произведения следует указать в следующем после этих двух групп переключателей поле ввода.

Настройки окна расшифровки относятся к орфографическому словарю и определяют степень его попугаистости (цвета́ различных элементов), а так же шрифты шапки (т.е. пояснительных надписей), собственно словоформ и их орфоэпического вида (транскрипции).

Самым расцвеченным элементом является словоформа, в которой можно задать цвет базовой части, ударной гласной и окончания. Причем окончание окрашивается в разные цвета в зависимости от того, является ли такая словоформа общеупотребительной или архаической.

Внешние словари

Собственно внешние словари настройки не требуют, поскольку отображаются в формате, предусмотренном их разработчиками. За Вами лишь выбор из списка словарей для каждой из категорий – орфографический, толковый словарь или словарь синонимов.

Открывать ли словари во встроенном браузере или в браузере системы по умолчанию – на Ваш выбор. Кроме того, последнее предусмотрено не для всех внешних словарей, перечисленных в списках, а только для помеченных звёздочками. Впрочем, если вид словаря, обеспеченный встроенным браузером (т.е. фактически Internet Explorer или Edge от Microsoft), Вас не устраивает, можно перейти в системный – для этого в оформлении встроенного браузера предусмотрена кнопка .

В список предлагаемых словарей вошло то, на что я набрёл в интернете. Конечно, онлайн-словари намного полнее и достовернее (во всяком случае, должны быть) чем версия, встроенная мною в программу. Но они имеют один недостаток: ни с того ни с сего могут перестать открываться (частично или совсем). Об этом (а так же о кандидатах на добавление в списки) прошу сообщать мне для поддержания актуальности.

Начиная с версии программы 6.0, в качестве встроенного браузера используется Edge (если он установлена на Вашем компьютере). С одной стороны, Internet Explorer давно устарел и перестал адекватно отображать многие сайты, а с другой стороны, Edge жрёт воистину титанические объёмы дискового пространства. Что поделаешь – такова плата за прогресс...

 


4. Словари              
 
    Приложение 1