Font Size

Немного теории

Поэзия есть способ говорить красиво, творить красивые слова, воспарить в своей речи над прозой жизни. Правда, чрезмерное словотворчество в прямом смысле вряд ли хорошо – поэта просто не поймут. Поэт привносит в свою речь ритм, образность, рифму и другие выразительные средства. Поэт записывает сотворённое на бумаге, в большей или меньшей мере соблюдая традиции, правила правописания, играет со строфикой. В какой степени? Да в любой. Стих может быть записан самыми обыденными словами, не изобиловать эпитетами, не иметь рифмовки – и всё же быть стихом, а вычурное словоплетение – быть им только по форме.

Но для большинства того, что мы называем стихами, характерно наличие ритма, что и побудило меня попытаться привести технические средства, используемые при создании поэзии, в соответствие с возможностями нашего времени. Когда-то поэзия была исключительно устной, когда-то её научились записывать на бумаге, сейчас стихи доверяют электронным средствам хранения и передачи человеческой мысли. И нас уже не удивляет, что эти средства не совсем пассивны – они умеют проверять правописание... Правда, поэтическая мысль порой воспаряет над словарями, но и проверка орфографии не бывает лишней.

Я решил добавить ещё одну возможность – формальную проверку ритмичности стихов и (с меньшей достоверностью) их рифмовки. Доверять этому электронному помощнику стоит в той же мере, что и компьютерной проверке орфографии.

Теория стихосложения изобилует подходами и нюансами. Я взялся реализовать ту версию, по которой подавляющая часть стихов, написанных на русском языке, используют силлабо-тоническую (слогово-звуковую) систему. При этом стихотворная строка делится на стопы (группы слогов) равной длины. В стопе ударным может быть только один слог (икт), совокупность которых и создаёт поэтический размер строки.

Для простоты записи будем обозначать ударный слог наклонной чертой, а безударный – дефисом. Базовыми размерами полагаем двусложные ямб (-/) и хорей (/-) и трехсложные дактиль (/--), анапест (--/) и амфибрахий (-/-). Пиррихий (--) и спондей (//) полагаем отклонениями от двусложных размеров, а бакхий (-//), антибакхий (//-), амфимакр (/-/), трибрахий (---) и тримакр (///) – от трёхсложных (впрочем, отклонения – не обязательно ошибки). Многие специалисты полагают пеоны (4-сложные размеры) лишь разновидностями ямба или хорея с пропусками ударений (пиррихиями), отказывая стихотворным размерам с количеством слогов больше трёх в праве именоваться таковыми, поскольку длинная стопа может быть составлена из 2-3-сложных стоп.

В идеале ударные слоги в словах должны стоять в позиции иктов, формирующих выбранный стихотворный размер. Например, для ямба (-/-/-/-/...) это будут слоги №№2,4,6,8... Но идеальными стихами редко кто пишет.

Минимальное правило, именуемое «запретом переакцентуации», говорит, что ударение в многосложном слове и один из иктов стихотворной строки должны совпадать. Если это выполняется, то пространство между иктами можно заполнять чем угодно – односложными словами (даже если они создают спондеи) для ямба и хорея и одно/двусложными словами для дактиля, амфибрахия и анапеста. К этому же выводу пришел и академик Колмогоров, пытавшийся математизировать данную стихотворную проблему. Г.А.Шенгели рекомендует, чтобы в длинных словах и побочные ударения совпадали с иктами (а если побочных ударений нет, а слово длинное, то оно к тому же должно располагаться в строке, начиная с икта).

Максималисты – например, очень основательно отнёсшаяся к классификации поэтических прегрешений Светлана Скорик ( http://stihi.pro/178-o-rasprostranyonnyx-oshibkax-v-poyezii.html) – полагают, что «при сбоях ритма или на служебное слово третьестепенной важности, состоящее лишь из одного слога, падает значимое ударение, или, напротив, важное, значимое односложное или даже двусложное слово оказывается безударным. При этом часто возникает явление смежных ударений, т. е. когда ударными оказываются два слога подряд – в конце предыдущего слова и в начале следующего: «По утрам пьЁТ пЬЯную росу». Если у вас в произведении случаются смежные ударения, значит, в этом месте обязательно присутствует сбой ритма.» Т.е. (в терминах данной программы) предосудительным является появление символов «//» в картинке ритма.

В поисках золотой середины я склонен полагать, что для ямба и хорея спондеи допустимы, но в минимальном количестве. Понравилось мнение Г.А.Шенгели по поводу хороших отношений дактиля (/--) и анапеста (--/) с амфимакром (/-/). Более того, мне встречались стихи, в которых некоторые стопы дактиля замещались анапестом, и отрицательно это на звучании не сказывалось.

По поводу амфибрахия (-/-) мнение у меня ещё не сложилось – похоже, он всеяден, принимая в свои строки и стопы бакхия (-//), и антибакхия (//-).

Так же я полагаю, что односложные (в особенности  – служебные) слова могут быть как безударными, так и ударными – если тому способствует логическое ударение в строке, знаки препинания, цезуры и возникающие орфоэпические слова. Во всяком случае, в конце стихотворной строки даже односложные служебные слова ударны почти всегда – разве что автор намудрит с составной рифмой. Но односложные существительные расстаются с ударением неохотно.

Двусложные слова в потоке живой речи бывают безударными реже, такие случаи нужно тщательнее прокатывать на языке. Иногда срабатывает правило, высказанное Шенгели, иногда – Скорик.

Если в стихотворной строке соседствуют различные стопы, то такие строки хорошо звучат либо в соседстве с аналогичными, либо создавая запланированный диссонанс.

Теперь посмотрим, какие средства для проверки ритмичности стиха предлагает данная программа.